11 октября — cто лет со дня обретения мощей преподобномучениц Елизаветы Федоровны и инокини Варвары

11 октября — cто лет со дня обретения мощей преподобномучениц Елизаветы Федоровны и инокини Варвары
Фото: 

ковчег с частицей мощей прмч. Елизаветы Феодоровны в Орле, ноябрь 2004; фото Е. Борисова

11 октября Русская Церковь отмечает день обретения мощей Великой княгини Елисаветы Феодоровны Романовой. 100 лет назад в этот день из чрева заброшенной шахты под Алапаевском были извлечены останки алапаевских мучеников: преподобномучениц Елисаветы и инокини Варвары, Великого князя Сергея Михайловича и его секретаря Феодора Михайловича Ремеза, Великих князей Иоанна, Константина и Игоря Константиновичей и князя Владимира Палея.

Празднование обретения мощей Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары установлено по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Памятная дата — 11 октября — с 2017 года внесена в церковный мясецеслов. В том же году состоялось первое общецерковное празднование.

Останки настоятельницы Марфо-Мариинской обители и ее верной келейницы Варвары в 1921 году были перевезены в Иерусалим и положены в усыпальнице храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании. Долгим и тяжелым был этот путь.

В июле 1918 года Великую Княгиню Елизавету и её келейницу инокиню Варвару с другими узниками сбросили в глубокую шахту старого рудника. Говорят, что Елизавета Федоровна успела произнести молитву: «Господи, прости им, ибо не ведают, что творят». Забросав шахту ручными гранатами, чекисты уехали. Один из свидетелей зверского убийства слышал из глубины шахты пение Херувимской песни — её возносили новомученики российские перед вратами Вечности.

В середине сентября 1918 года Алапаевск был освобожден от большевиков. Начальником гарнизона города был назначен полковник И. С. Смолин, который организовал проведение следствия об убийстве Великой княгини Елизаветы и ее спутников. Уже 7 октября была обнаружена искомая шахта.

По воспоминаниям очевидцев, шахта была большой и глубокой, заполненной водой примерно на сорок метров. Она была почти доверху забита «разным деревянным хламом (жердями, палками, досками, бревнами и тому подобным), застрявшим на полатях и распорках и лежащим на поверхности воды».

В шахте было два отделения: рабочее, через которое добывалась руда, и машинное, куда ставились насосы для откачки воды. Работа по очистке шахты была очень трудоемкой и продолжалась несколько суток. Вскоре тела мучеников были найдены и подняты на поверхность. Все они были одетыми и при каждом находились многочисленные документы, по которым установили их личность. В разных местах шахты были найдены отдельные вещи и одежда убитых, а также две неразорвавшиеся гранаты, и одна разорвавшаяся, оставившая на стенах шахты следы взрыва. Тело Великой княгини Елизаветы Федоровны было поднято из шахты 28 сентября/11 октября по новому стилю 1918 года около двух часов дня с глубины 7,5 саженей (16 метров), рядом находилось тело князя Иоанна Константиновича. В кромешной тьме шахты, изнемогая от боли, Великая княгиня как могла старалась облегчить его страдания. Голова князя Иоанна была заботливо перевязана апостольником княгини, а пальцы сложены для крестного знамения. В таком же положении были персты у самой Елизаветы Федоровны и инокини Варвары. На груди Елизаветы Федоровны была найдена икона Спасителя, на обороте которой была надпись: «Вербная Суббота 13 апреля 1891 года». Этот день — 13 апреля 1891 года — был Днем принятия ею Православия.

В октябре того же года в Алапаевск вошли войска адмирала Колчака. Тела Великой Княгини, сестры Варвары они извлекли из шахты и увезены на восток. После долгих путешествий их святые мощи оказались, наконец, в Иерусалиме, где и покоятся в усыпальнице храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании, как и хотела того сама Елизавета Федоровна.

Страстотерпцы на Руси подтверждают, что не каждая победа в этом мире достигается физической силой, но те, кто, как кажется, отступают вначале, оказываются победителями. Господь попускает иногда торжествовать силам зла. Но, как сказал в своё время священномученик митрополит Вениамин Петроградский, — «Может оказаться так, что вы, большевики, победили. Но я верю, что в конце всех победителей победит Христос».

В 1992 году Собор Русской Православной Церкви причислил к лику святых великую княгиню Елизавету Федоровну и инокиню Варвару.

В декабре 2004 года святые мощи преподобномучениц Елизаветы и Инокини Варвары находились на Орловщине. Как говорили тогда орловчане — «просто не верится, что Господь посылает ныне эти радости нашему исстрадавшемуся и много прегрешившему народу». Так Великая Княгиня Елизавета в очередной раз вступила на Орловскую землю.

С Орлом связаны малоизвестные страницы жизни святой. Много лет она состояла Августейшим шефом 51 Черниговского драгунского полка, расквартированного в Орле. В 1904 году Великая княгиня прибыла в наш город, чтобы проводить подшефный полк на русско-японскую войну. Елизавету Федоровну сопровождал Великий князь Сергей Александрович. Великая княгиня Елизавета Федоровна в 1906 году снова приезжала в Орел — для встречи с возвратившимися с Дальнего Востока воинами Черниговского полка. Великая Княгиня была на Орловщине ещё осенью 1913, в год 800-летия кончины просветителя Орловщины святого Кукши и в военном 1916-м году, посещая окормляемую ею Свято—Введенскую женскую обитель.

Анатолий Борисов, информационно-аналитический отдел орловской митрополии

64