К 25-летию архиерейского служения Высокопреосвященнейшего Антония, архиепископа Орловского и Ливенского

К 25-летию архиерейского служения Высокопреосвященнейшего Антония
Фото: 

Евгений Борисов

22 апреля исполняется 25 лет архиерейского служения Высокопреосвященнейшего Антония, архиепископа Орловского и Ливенского. Предлагаем вашему вниманию статью Виктора Ливцова, доктора исторических наук, профессора Орловского государственного университета, посвященную жизненному пути архипастыря.


* * *

Иван Иванович Черемисов, будущий архиепископ Антоний, родился 17 ноября 1939 года на станции Терновка Воронежской области в большой крестьянской семье. Отец его, Иван Федорович, прошел Великую Отечественную войну и считал, что чудом остался жив. Он не сомневался, что его спасли от военных напастей Господь, Матерь Божия и Святители православные, что он не скрывал от своих детей. Большую роль в жизни мальчика играла его мать Анна Ивановна (в девичестве Теплякова). Ее родной отец пострадал от безбожной власти. Но она не забыла Бога. Хотя от станции Терновка до ближайшего храма в селе Русаново было семь километров, она старалась посещать его и пела в его великолепном церковном хоре, который исполнял сложные духовные произведения, например концерты Бортнянского. Верующая и домовитая женщина все силы отдавала детям, заботясь о них и молясь. Она была «бережным и неназойливым» воспитателем, направляя сердце мальчика к Богу. Однажды она увидела промыслительный сон, из которого поняла, что ее сын призван стать епископом. Уже состарившись и болея, она тем не менее ежедневно ходила в храм, читала творения Святых Отцов, оставаясь в общении доброй и отзывчивой.

Однако через некоторое время семья переехала из Воронежской области в Вильнюс, где было легче жить церковной жизнью. В виленском Свято-Духовом монастыре хранились мощи свв. мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, спасенные от надругательства в период первой мировой войны будущим Святейшим Патриархом Тихоном, когда он являлся Виленским архиереем. С 1915 года они хранились в Москве и лишь 26 июля 1946 года были возвращены самолетом в Литву. Этот жаркий летний день Владыка помнит до сих пор. В то время восьмилетний Ваня видел ликование верующих, заполнивших храм и пространство вокруг него. Другим воспоминанием детства для него стал день освящения архиепископом Корнилием (Поповым) большого колокола для Свято-Духовской колокольни, его подъем и гул его первых ударов под перезвон малых колоколов. Их поиском занимался отец будущего архипастыря, приобщив и сына к искусству колокольного звона.

Но в 1954 году с началом хрущевских гонений на Церковь колокольный звон был запрещен. Однако Ваня Черемисов продолжал ходить в храм, пел в архиерейском хоре Свято-Духова собора, рано вставая к службе. С семи лет он помогал топить печь в монастыре, готовить облачения, позже алтарничал.

Вскоре это вызвало грозную отповедь школьного начальства. На родительских собраниях его матери угрожали исключением сына из школы. Ребенка заставляли отречься от Бога или заявить об отказе вступить в пионеры, что влекло за собой репрессии со стороны школьного начальства.

После окончания восьмого класса Иван поступил в высоко котировавшийся в Литве Вильнюсский музыкальный техникум. И в это время особенно тесная связь продолжалась у Вани с иноками Свято-Духова монастыря. Их было тогда тринадцать да еще четыре послушника, составлявших монастырскую братию. Наиболее сильное влияние на будущего Владыку оказал настоятель обители Сергий (Вощенко). Он поступил в монастырь в 1946 году в сане архидиакона, в который был возведен в предвоенной Польше.

Другим человеком, оставившим след в сердце мальчика, стал иеромонах Антоний (Войтович), который после умершего в 1970 году архимандрита Сергия стал игуменом и некоторое время исполнял обязанности наместника монастыря. Отец Антоний становится духовным отцом подростка. Вместе с духовником мальчик проходил все послушания: помогал быть звонарем, истопником огромных печей под церковью, намащивал полы в храме, пек просфоры на монастырской кухне, изготовлял свечи, трудился в саду, высаживая гвоздики, левкои, канны. Ревностный служитель Божий о. Антоний на богослужения являлся ровно за два часа до их начала, с 5 — 7 часов любил сам открыть церковь и почти до конца своих дней был ее ключарем, всегда лично зажигал лампады у раки святых мучеников в пещере и прикладывался со священным трепетом к мощам виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, затем зажигал лампады в алтаре и в храме.

Вскоре Иван Черемисов поступает на учебу в Минскую духовную семинарию, славившуюся высоким уровнем богословского образования. Однако в конце 1950‑х годов молодого Ивана Черемисова, не посмотрев на то, что он учился, призвали в армию. В то время так поступали довольно часто по указанию властей, надеясь, что, пройдя службу в армии, молодой человек забросит учебу в семинарии. Тем не менее служил он, по признанию его командиров, честно, был исполнителен. Однако всегда улучал минуту, чтобы помолиться — уже в постели, не нарушая армейского устава, накрывшись с головой одеялом, где, казалось бы, никто не мог ему помешать. Но это не укрылось от глаз и ушей замполита. Юношу вызвали на допрос с пристрастием к руководству части. Присутствовал сам генерал. Отчитывали молодого человека грубо, щедро пересыпая речь матом. Однако он спокойно ответил, что от Бога не откажется, а порядка воинской части не нарушает. Взбешенное военное начальство грубо выгнало вон из кабинета смиренного Ивана, но отступилось от желания запретить ему молиться. Да и было ли это желание искренним?

После прохождения службы Иван Черемисов не отступил от задуманного. Он заканчивает получение светского средне-специального музыкального образования и, отработав год по своей специальности, получает возможность поступить в Московскую духовную семинарию, а затем и в Академию.

В 1965 — 1972 гг. Иван Черемисов учится и живет в Троице-Сергиевой лавре, познавая сокровища богословской мысли. Он отличался завидным прилежанием, вскоре стал иподиаконом, а затем личным секретарем будущего митрополита Коломенского и Крутицкого Ювеналия, являвшегося тогда заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений. Это было время, когда значительную роль в церкви стал играть выдающийся митрополит Никодим (Ротов), поставивший цель омоложения рядов церковнослужителей, что спасло Церковь, находившуюся под прессом атеистической власти. Встреча с митрополитом, одним из самых крупных деятелей Русской Православной Церкви за всю ее историю, произвела сильное впечатление на молодого иподиакона.

Незадолго до окончания Академии Иоанн Черемисов, по благословению Святейшего Патриарха Пимена, вступил на путь монашеского служения. За два часа до своей смерти его духовник о. Антоний из далекой Литвы продиктовал для отрока благословение на принятие пострига телеграмму, испытывая большую духовную радость на своем смертном одре, как потом узнал Иоанн. Постриг состоялся вечером 7 апреля 1971 года в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Его совершил ректор Академии епископ Филарет, будущий митрополит и Патриарший Экзарх Беларуси. 14 апреля 1971 года, в Страстную среду, в Покровском храме Московской духовной академии епископ Филарет рукоположил монаха Антония во иеродиаконы.

Отличаясь большими способностями к учению, иеродиакон Антоний продолжил учебу в аспирантуре Московской духовной академии. Темой научной работы он избрал исследование деятельности выдающегося библеиста XIX–XX вв. профессора Н.Н. Глубоковского и его знаменитый труд «Благовестие святого апостола Павла по его происхождению и существу». В 1972 году ему была присуждена степень кандидата богословия.

4 ноября 1972 года, в день Казанской иконы Божией Матери, председатель Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии митрополит Ювеналий рукоположил иеродиакона Антония во иеромонаха.

В то время у нашей Церкви появилась возможность самых талантливых студентов и аспирантов духовных учебных заведений направлять на учебу в зарубежные христианские учебные заведения. Выбирали лучших из лучших. В 1973 году иеромонаху Антонию выпала честь продолжить свою учебу в Экуменическом институте швейцарского города Боссэ, основанном при Всемирном Совете Церквей. Здесь преподавали ведущие европейские богословы того времени. Несколько лет обучения в этом блестящем учебном заведении позволили иеромонаху Антонию лучше понять расхождения протестантских теологов с истинным Православным учением, еще более укрепиться в своей вере и научиться приемам полемики с инославными. Кроме того, это обучение стало для молодого человека и школой церковной дипломатии. Для научно-богословской работы он выбрал тему, связывающую христианство с современностью: «Роль женщины в современном обществе в преломлении Библии». Институт иеромонах Антоний окончил со степенью бакалавра.

Важнейшим событием периода учебы в Швейцарии стало личное знакомство и общение иеромонаха Антония с будущим Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, с 1971 года — архимандритом и представителем Московского Патриархата при Всемирном Совете Церквей в Женеве, где и стажировался о. Антоний.

В 1975 году иеромонах Антоний возвращается в Россию и в 1975–1979 годах несет послушание в качестве благочинного родного для него Свято-Духова монастыря в Вильнюсе, а с 1979 по 1982 год — настоятеля Благовещенского собора в Каунасе и благочинного храмов Каунасского округа. 8 апреля 1979 года иеромонах Антоний (Черемисов) был возведен в сан игумена. В это время началось некое ослабление гонений на церковь.

Поскольку у игумена Антония был уже неоценимый опыт церковного дипломата, в 1982 году Отдел внешних церковных сношений командировал его на три года в Японию в качестве заместителя настоятеля Московского Патриаршего подворья при Автономной Японской Православной Церкви в Токио. Там на него кроме дипломатических были возложены и многие обязанности, связанные с деятельностью подворья и окормлением русских и японских прихожан.

Приближался перелом в отношениях государства и Церкви, связанный с подготовкой празднования 1000-летия Крещения Руси. Игумен Антоний в ноябре 1986 года был назначен на должность благочинного первого из возвращенных Церкви к этому празднику древнейшего московского Данилова монастыря. Обитель лежала в ужасающих руинах. Проводя реставрацию, многие церковные люди опасались, что после праздника монастырь будет закрыт для широкого посещения верующих. Однако этого по Воле Божией не случилось. 24 марта 1987 года игумен Антоний был возведен в сан архимандрита.

10 апреля 1989 года определением Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода архимандрит Антоний был поставлен епископом Виленским и Литовским. В Лазареву субботу, 22 апреля, за Божественной литургией в Свято-Троицком соборе Данилова монастыря была совершена его епископская хиротония.

После неполного года служения в Литве в атмосфере сложных межконфессиональных и межнациональных проблем, когда в Литве, первой из советских республик, была принята Декларация о суверенитете, епископа Антония, как уже авторитетного иерарха, выдвинули кандидатом в депутаты Сейма Литвы от округа Снечкус.

Однако незадолго до выборов он был отозван нынешним лже-патриархом Филаретом (Денисенко) Священным Синодом в Москву и 25 января 1990 года получил назначение в Сибирь, где тогда было очень мало епархий и храмов, на новообразованную Тобольско-Тюменскую кафедру. Вскоре из Новосибирско-Барнаульской епархии была выделена в качестве самостоятельной Красноярская епархия. 20 июля 1990 года Священным Синодом епископу Антонию (Черемисову) было определено быть епископом Красноярским и Енисейским. 21 год он возглавлял Красноярскую епархию, которая насчитывала не более десяти храмов и столько же пожилых священников. Через некоторое время из епархии были выделены Кемеровская и Новокузнецкая, Абаканская и Кызылская епархии. Красноярский край многие десятилетия был местом ссылок и лагерей. Местные руководители были первоначально недоброжелательны. Владыка Антоний собрал вокруг себя право­славное братство, построившее и восстановившее около трехсот храмов. Кроме того, с 17 июля по 29 декабря 1999 года Владыка временно управлял Абаканской и Кызылской епархией.

Проводившиеся по инициативе архиепископа Антония социальные акции, культурные мероприятия, научно-практические форумы существенно укрепили сибиряков в их приверженности традиционным духовным ценностям. Стали проводиться такие масштабные форумы, как «Рождественские образовательные чтения», Пасхальные фестивали искусств и благотворительности, фестивали духовной музыки «Покровские встречи», выставки-ярмарки «Православная Русь» и многие иные акции. В Красноярске была открыта православная гимназия, создан Архиерейский образовательный центр. Большой общественный резонанс вызвала работа «Плавучего православного славянского университета» Свято-Кирилло-Мефодиевской научной социологической лаборатории (организованной совместно с кафедрой религиоведения КГПУ). Архиепископ Антоний много писал, в том числе его публикации выходили и за рубежом.

19 февраля 1999 г. Владыка был возведен в сан Архиепископа. Решением Священного Синода от 30 мая 2011 года в связи с преобразованием Енисейской епархии Владыке был присвоен титул Красноярский и Ачинский.

В период работы в Сибири Владыка был удостоен звания почетного гражданина г. Красноярска (1999 г.), почетного гражданина Туруханского района (2009 г.), почетного гражданина г. Минусинска (2007 г.), избран действительным членом Петровской академии наук и искусств Санкт-Петербурга, стал почетным профессором Красноярской государственной академии музыки и театра и Красноярского аграрного университета, действительным членом Российского географического общества, членом Союза журналистов России, с марта 2007 г. почетный член экспертного совета Международного благотворительного фонда «Меценаты столетия».

Решением Священного Синода 5 октября 2011 года архиепископ Антоний был переведен на Орловскую кафедру. За три года его пребывания в нашем крае им были сделаны воистину судьбоносные шаги. Был образован монастырь святого Кукши, проведено торжественное празднование 900-летия его подвижнической кончины, которое архипастырь вынес практически на своих плечах. В епархии впервые в ее истории учреждена епархиальная награда Благословением Святейшего Патриарха Кирилла — епархиальная медаль святого Кукши трех степеней. По личной инициативе Владыки в епархии организованы ежегодные Рождественские чтения и Пасхальный фестиваль. Подготовлены материалы для учреждения Собора орловских святых. Владыка — непременный участник организуемых в епархии церковных художественных и исторических выставок. Многие знают, что Владыка, которого отличает глубокая богословская ученость, любит церковную службу и сугубую молитву, постоянно организует крестные ходы по территории епархии. По его инициативе состоялась закладка Благовещенского храма на территории Успенского мужского монастыря в честь 250-летия Орловской епархии. Архиепископа Антония отличает личная щедрая благотворительность. Многие начинания в епархии проходят благодаря его непосредственной финансовой помощи и организационной поддержке.

За свои труды во славу Святой Церкви он был награжден церковными орденами: прп. Сергия Радонежского (II степени, 1989 г.), св. блгв. кн. Даниила Московского (II и III степеней), свт. Иннокентия, митрополита Московского (II степени, 2004 г.), прп. Серафима Саровского (II степени, 2007 г.), орденом святителя Алексия, митрополита Московского (II степени), а также крестом и медалью св. ап. Иоанна Богослова Элладской Православной Церкви.

Вклад архиепископа в развитие православия был отмечен рядом государственных, светских и общественных наград. Архиепископ Антоний награжден орденом Дружбы, орденом Почета, орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, орденом Св. благов. Кн. Александра Невского «За труды и Отечество» II степени, орденом Св. Дмитрия Донского, Золотой звездой «Во Имя Жизни на Земле» фонда «Меценаты Столетия», казачьим орденом «За Веру, Волю и Отечество», орденом «За Веру и Верность», Почетным знаком Красноярского края «Духовность и Созидание» 2009 г., Знаком отличия Красноярского края " За трудовые заслуги" 2011 г., орденом " За заслуги перед Хакасией" 2009 г., а также многими медалями, в том числе медалью «Георгия Жукова», «55 лет победы советского народа в Великой Отечественной войне», «За службу казачеству», «За жертвенное служение» и рядом других наград.

В. А. Ливцов, доктор исторических наук, профессор Орловского государственного университета.

4012