2. Распространение Православия в XVI – XVII веках

Только в 1500 году, в результате присоединения Орловского края к Москве и упразднения Брянской (Черниговской) кафедры, установилась стабильность. Но она имела и отрицательные последствия: территорию края включили в состав Смоленской (Брянск, Трубчевск, Карачев, Севск с Комарицкой волостью), Воронежской, Московской, а также Патриаршей области. Центральная часть с заложенным в 1566 году Орлом и Кромами входила в Сарайско-Подонскую (Крутицкую) епархию, что вновь удалило епархиальный центр на большое расстояние.

Политические невзгоды, потрясшие всю русскую землю в конце XVI и начале XVII веков, особенной тяжестью павшие на Орловский край как пограничный, крайне неблагоприятно влияли на церковные дела. Враги государства и Церкви — поляки, литовцы, татары — врывались разными дорогами в пределы Орловского края, разрушали монастыри, церкви, расхищали их имущество. Условия жизни его обитателей, пребывавших в страхе и постоянном ожидании неприятельских набегов, способствовали образованию дурных нравов и обычаев.

На Орловщину как на границу государства сбегались все недовольные государственными порядками, провинившиеся и избегавшие наказаний. Московское правительство допускало такое заселение, опасаясь совершенного обезлюдения этой окраины от неприятельских вторжений. Следует заметить, что эти подданные Московского государства представляли нередко угрозу и его безопасности.

Примером может служить эпоха Смутного времени. Когда объявлялись самозванцы Лжедмитрий I и Лжедмитрий II, большинство обитателей Орловского края решительным образом становилось на сторону врагов русского государства и Православной Церкви.

Однако, несмотря на такие неблагоприятные условия, Православие на Орловщине развивалось своим ходом, многие жители края в это время проявили особенно сильную любовь к Родине и Православной Церкви. Болоховчане, например, в 1565 году двенадцать дней оборонялись от крымского хана Девлет-Гирея, отбили все приступы неприятеля, не допустили сожжения своего посада. Этим они заслужили особенное расположение к себе царя Иоанна Васильевича (1533 — 1584), который лично посетил город Болохов и наградил храбрых его защитников. В Смутное время жители того же Болохова первые из окраинных городов выступили против поляков для освобождения Москвы.

В это же время при некоторых церквах, как городских, так и сельских, устраивались богадельни, приюты для калек и сирот. Расширялось и монастырское строительство. К 1500 году относится первое упоминание о Мценском Петровском монастыре, располагавшемся во Мценской крепости. После основания Болхова в 1554 году, близ него создается Рождества Богородицы Оптин монастырь. Появляется Богоявленский монастырь в Орле. Тогда же открывается и первая женская Христорождественскя обитель в Болхове. В это же время создаются женский Архангельский во Мценске, Сергиевский мужской в Ливнах, Троицкий мужской в Кромах монастыри.

Тяжелый урон церковной жизни края принесло Литовское разорение в период Смутного времени начала XVII века, уничтожившее почти все города и монастыри края. Но с наступлением мирного времени монастыри восстанавливались. Некоторые из них были переименованы или перенесены на новое место. Так, Мценский Архангельский был построен заново как Вознесенский, а Петровский в 1694 году перенесен на новое место, став Петропавловским. В 40-е годы восстанавливается и переносится на новое место — территорию Острога — и Орловский Богоявленский мужской монастырь. В 1678 году создается его Успенская пустынь, а в 1680 годы архимандритом Евфимием к пустыни вниз по течению Оки, на Взвозную гору, был перенесён и сам монастырь, получивший теперь название Успенского.

С этого времени, видимо, устанавливаются традиции Уставных поместных крестных ходов. 15 августа в день Успения Пресвятой Богородицы совершался ход из соборной церкви в Успенский собор мужского монастыря, а с 1820 года — Архиерейского дома. Неоднократно перестроенное здание Богоявленской церкви, возведённое ещё в 1646 году и являющееся самой древней сохранившейся каменной постройкой города Орла, было со временем превращено в приходскую.
Строились и новые монастыри. В 1685 году под Орлом был основан Введенский женский монастырь, который находился на левом берегу реки Орёл. Создаются Николаевский женский в Ливнах, Троицкий Свято-Духов мужской и Ильинский женский в Новосиле. Инициаторами каменного строительства также выступают монастыри — Оптин и Христорождественский в Болхове, Вознесенский и Петропавловский во Мценске, Сергиевский в Ливнах, Богоявленский в Орле.

Крепостное право также сыграло определенную роль в строительстве храмов и распространении христианства. Поскольку многие селения имели приходские церкви, с распространением крепостной зависимости и постепенным дроблением вотчин их количество постоянно увеличивалось.

В середине XVII века, при патриархе Никоне (1652 — 1658), Русская Церковь была взволнована внутренней смутой — старообрядческим расколом и мистическим сектантством, которые не прошли бесследно и для Орловского края. После Московского бунта стрельцов и строгого указа царевны Софьи о раскольниках, часть их была водворена на жительство в Орловском крае; некоторые из них и сами убегали в Орловский край, прячась от правительства в дремучих лесах. Эти пришельцы и положили начало орловскому старообрядческому расколу.

В связи с удаленностью края от епархиального центра, а его, в свою очередь, от Москвы, во второй половине XVII века был поднят вопрос о создании на Орловщине самостоятельной епархии. Царь Алексей Михайлович предполагал учредить её в Ливнах. Его сын Федор Алексеевич также строил подобные планы относительно Болхова. В 1681 году на Московском духовном соборе положено было в области Крутицкого митрополита образовать особую епископскую кафедру в городе Болхове, к которой причислен был и город Орел. Но за недостатком денежных средств эти планы были отложены, а впоследствии забыты. Тогда для большего удобства в управлении город Орел был переведен из Крутицкой епархии в Коломенскую.

К концу XVII века на Орловщине было 12 монастырей. Православие в это время проникало не только в крупные города, но и в уездные центры и села. Строились церкви, открывались новые приходы.

Постепенно укоренялись и христианские обычаи. Например, на Вербное Воскресенье совершался крестный ход, сопровождавшийся шествием на «осляти». Впереди на низкой телеге везли украшенное яблоками, фигами и изюмом дерево, на котором сидели четыре мальчика в белых сорочках, певшие «Осанна». Далее следовали священники и воевода, державший под уздцы белого коня, на котором восседал богато одетый священник. Это действо просуществовало до 1678 года, когда было запрещено во всех городах России, кроме Москвы.